Департамент образования Орловской области
Управление образования, спорта и физической культуры администрации города Орла
муниципальная бюджетная средняя общеобразовательная школа № 27 г. Орла
OBR57.ru

Формирование функциональной грамотности

 

  Что такое «функциональная грамотность» и чем она может быть полезна современным школьникам? Как она формируется в школе, и в каких ситуациях применима? Почему чисто академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни? Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
    Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
    В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
    Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
    Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
    Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
    Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

 
 

Приказ Департамента образования Орловской области от 17.01.2024 № 39 «Об утверждении регионального плана-графика («дорожной карты») реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Орловской области в 2024 году».

Приказ управления образования, спорта и физической культуры управления образования администрации города Орла от 23.01.2024 г. № 33-д «Об утверждении муниципального плана-графика («дорожной карты») реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Орла в 2024 году»
 

Приказ муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школы № 27 «Об организации работы муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школы № 27 г. Орла по формированию функциональной грамотности обучающихся в 2024 году».

План-график («дорожная карта») реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школы № 27 г. Орла на 2024 год

  Сетевое взаимодействие школ
 

Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:

Электронный банк заданий по финансовой грамотности 
Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания 
Примеры заданий по математической грамотности 
Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач 
Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности 
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction
Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение» 
Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.